Фермерское хозяйство

+375 (29) 676 19 42 

Добрый великан

    Родина этой породы — так называемые Шайры, откуда она и получила название „Shirehorse"; однако лучшим рассадником этой разновидности считается Линкольншир. Если верить автору высокоинтересного этюда „The Old English War-Horse or Shire-Horse" by Walter Gilbey, 1888, то шайрская лошадь — потомок древне-английской лошади (The great-horse или war-horse).

Обширные исторические изыскания, предпринятые м-ром Джильби с целью представить доказательства в пользу этого происхождения, восходят до Юлия Цезаря, следовательно не оставляют ничего желать относительно полноты. Не довольствуясь этим, автор присоединил к тексту ряд очень опрятно выполненных рисунков, которые, начиная несколькими древними монетами, дают затем наглядное понятие о типе шайрской лошади с древнейших времен до нашего времени включительно.
Поэтому нельзя не отдать справедливости автору в том, что он дал монографию шайрской лошади, которая как относительно полноты, так и относительно достоверности источников, может считаться единственным сочинением этого рода во всей иппологической литературе.

Что лошадь, найденная в Англии Юлием Цезарем, была очень сильной и массивной, следует, по мнению автора, из нескольких отзывов римского полководца. Маленькие и легкие лошади не могли бы, например, как сообщает Цезарь, бросаться на полном скаку на римские легионы, будучи запряженными в тяжелые боевые колесницы. Кроме того и вышеупомянутые монеты (с изображениями лошадей) служат доказательством того, что эти животные действительно отличались чрезвычайно крепким и тяжелым телосложением. Сходство между первоначальным типом английской деревенской лошади и теперешней шайрской расой не простирается, однако же, на цвет шерсти. Первая обыкновенно изображается белой, тогда как у шайрской лошади новейшей формации темная окраска, как известно, считается характерным признаком расы. Следовательно, темные масти, по-видимому, являются результатом скрещиваний с чужою кровью. Первый ввоз лошадей может быть отнесен к 1160 году. По крайней мере Мэддокс в своей "History of the Exchequer" упоминает, что в названном году "были привезены из за моря в Англию лошади для придворной конюшни за счет короля". Дальнейший ввоз последовал в царствование короля Джона (1199 —1216), который велел закупить не менее 100 жеребцов самой тяжелой породы во Фландрии, Голландии и низовьях Эльбы.

В те времена хотели всеми способами содействовать разведению боевого коня, который был бы в состоянии нести на себе рыцаря в полном вооружении (около 200 кг). На это направление коннозаводства указывают и многие законы, изданные в царствование Эдуарда III, Ричарда II, Генриха VII и Генриха VIII. Особенно интересно в этом отношении распоряжение от 1541 года, которым под угрозой строгого наказания запрещается выпускать жеребцов ниже пятнадцати "Кулаков" на занимаемые кобылами общинные выгоны в Шайрах, Суффольке, Кэмбридже, Йоркшире, Линкольне и нескольких других местностях.

В эпоху королевы Елизаветы (1558—1602) были уже тяжеловозы и земледельческие лошади, которые, по словам автора (Chron. Book II, London 1587, глава I), могли везти по плохой дороге от тридцати пяти до тридцати шести центнеров и нести в одиночку 4 центнера. К этой породе, по-видимому, принадлежали боевые кони, которые подробно описаны герцогом Нью-Кэстльским в его, вышедшем в 1658 году, знаменитом труде: "The Manner of Feeding, Dressing and Training of Horses for the great Saddle, and Fitting them for the Service of Field in the Time of War" etc; по крайней мере, герцог приводит многие из "points", еще теперь свойственные шайрской лошади, как сильные конечности, тяжелый перед, шелковистую шерсть, длинные хвост и гриву.
Королева Анна (1702—1713) при торжественных выездах всегда пользовалась этой тяжелой лошадью, называемой начиная с эпохи Генриха VIII "shire-horse". Лишь гораздо позже, когда состояние дорог улучшилось, и постоянное скрещивание с благородною кровью преобразовало английскую деревенскую расу, появились более легкие каретные лошади. За последние сто лет шайрская раса подверглась громадному перевороту, которому в особенности способствовала деятельность основанного в 1878 г. "Shire Horse Society of the United Kingdom of Great-Britain and Ireland". Это общество издало студ-бук "Shire horse stud-book" уже в 26 томах, в который начиная с XXII тома вносятся только такие жеребцы, родившиеся после 1890 г., производители которых (жеребцы и кобылы) уже были внесены ранее. — Каждая лошадь, о родителях которой существует сомнение по поводу происхождения от полнокровных shire или от английской cart-horse, не вносится в студ-бук или вычеркивается, если была записана.

На конкурсах шайров в настоящее время ставят следующие требования: жеребцы должны быть не менее 172 см., должны иметь массивные ноги, объем которых под коленом не менее 29 см., шерсть должна быть обильная, голова массивная с широким лбом, уши обращены вперед и с острыми концами, шея хорошо посаженная, короткая, плечо хорошо поставленное, мускулистое, не слишком косое, подпруга обширная, ребра бочкообразные, спина короткая, крепкая, круп длинный, широкий, хвост высокий, штаны и плечи мускулистые и широкие, суставы широкие, сильные, задние ноги несколько выпрямленные, не угловатые, бабки со средним наклоном, шерсть на них мягкая, копыта большие, плотные со здоровой стрелкой, энергичный, широкий шаг и рысь. — Кобылы должны быть длинны, на коротких ногах и с широким сложением. Чем объемистее корпус и чем массивнее скелет, тем выше ценится кобыла; высокий рост считается недостатком ее.

Из мастей предпочитается гнедая и караковая; вороные охотно покупаются, но от рыжих, серых и чалых отказываются.

Цены за первоклассных шайрских лошадей весьма высоки — граф Эллезмерский заплатил 2000 гиней за Vulcan'a, который на выставках 1889 и 1891 годов заслужил чемпионат; другой чемпион Bury-Victor-Chief выручил 2500 гиней. — На аукционе Таттонского завода 21 и 22 апр. 1909 г. за пятилетнего жеребца Tatton-Dray-King (23777), от Draymon'a (23) и коб. Flower, было заплачено 77.770 нем. мр., что составляете высшую сумму, вырученную за холоднокровную лошадь.— На том же аукционе за двулетнего жеребца Tatton Herald (26763) было заплачено 25.000 мр. и за девятилетнего жеребца Tatton Friar (21953) заплачено 23.100 марок.

Уже в 1899 г. было вывезено в Америку 75 шайрских жеребцов, а в последнее время вывоз рабочей лошади шайрской породы как в Европу, так и в Америку, значительно увеличился, несмотря на развитие езды на моторах.
В Германию было вывезено немало шайрских жеребцов и кобыл, которые вполне оправдывали возложенные на них ожидание, если воспитание и дальнейший уход были вполне соответствующими; в противном случае получались отрицательные результаты.  Шайры вообще выращиваются в Англии на отличных лугах при обильном корме, и потомки их отстают в развитии, если в чужой стране воспитываются при иных условиях; эти лошади процветают только в стране с обильными пастбищами и с богатым населением, которое может сытно кормить их. В Германии эти условие нередко отсутствуют, а потому и получалось полное разочарование; шайрскому колоссу приходится подавать корм большими количествами, пока он достигнет полного развитие и на некоторых богатых частных заводах получали прекрасное потомство, на мелких же заводах это не удавалось, в особенности, когда шайрский жеребенок оставлялся в конюшне, не кормясь на лугу. — При случке с шайрским жеребцом надо внимательно подбирать соответствующую по формам кобылу, иначе получаются чудовищные ублюдки, которые, при плохом еще корме, развиваются в безобразные и негодные экземпляры. — Такое потомство отличается угловатостью, дисгармонией во всем складе, плоскостью туловища, бедной мускулатурой и неловкостью в движениях.

Артур Юнг, издавший к концу прошлого столетие описание своих экскурсий по Англии и Шотландии, упоминает только о двух тяжелых рабочих породах, а именно: „о больших древнеанглийских вороных лошадях", колыбель которых он полагает в лежащих в сердце Англии „Shires", и о „суффольских пёнчах", разведете которых пользовалось особенным уважением в песчаной местности Вудбриджа.

Из всего этого м-р Уальтер Джильби извлекает вывод, что разводимая в Англии за 2000 лет до нашего времени „war-horse" или „great-horse" может считаться прототипом теперешней „shire horse". Действительно, разведете тяжелой ломовой лошади вороной масти практиковалось много веков тому назад в Линкольншире, Кэм-бриджшире, Гэнтингдоне, Норсэмптоне, Лейстере, Ноттингэме, Дерби, Варвике и Стаффорде. С другой стороны из изысканий Джильби следует также, что привозные фландрские жеребцы способствовали приданию шайрской лошади большей массивности, вышины и другой окраски шерсти, чем Акакие были свойственны прототипу.

1 том „Shire-horse stud-book" содержит родословные 2380 жеребцов, из которых многие родились в прошлом столетии.

Какие размеры принял за последние годы экспорт шайрских лошадей известно, конечно, каждому иппологу.

Шайрская лошадь в таком близком родстве с клейдесдальскими, что трудно установить присущие только ей „points". Если, тем не менее, тяжеловозную лошадь хотят сделать предметом особого описание, то прежде всего придется констатировать, что эта порода в настоящее время бывает всех мастей, хотя вороная масть некогда и считалась отличительным признаком расы.

Величина составляет в среднем 1,75 т., весь 650 — 700 kg. Голова тяжела, часто очень безобразна. Крутостью ребер напротив шайрские лошади превосходят клейдесдалей; с другой стороны эти последние отличаются лучшим, т. е. более косвенным положением плеч. Вполне пропорциональный перед тяжел, спина по большей части короткая и сильная, а вокруг берцовых костей массивных ног щетки сидят на подобие белых перьев. Круп очень массивный. Выписывать шайров можно через посредство общества коннозаводчиков шайров, адрес — 12, Hanover Square, London, Seer. Slough-grove. Для телеграмм „Stud-Book London". Из коннозаводчиков более известны: Gilbey, Sir Walter (адрес Elsenham Paddocks, Essex); Sutherland (адрес на имя Alex. Crow, Lillehurst, Newport, Salop;) Muntz, Sir Albert (адрес — на имя Thomas Ewart, Dunsmor, Rugby).

В Англии тяжелая лошадь высоко ценится. Это видно из того, что Shire-horse stud-book вышел уже в 26 частях, и что ежегодно обществом “Cart Horse Parade Society" устраиваются выставки правильно запряженных, тщательно содержащихся  и образцово выводимых тяжеловозов, спрос на которых все повышается.